ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР «Я, КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ…»
Традиційно до ювілеїв письменників у школі відбуваються
літературні свята. Творчим звітом
любителів поезії російського поета ХХ століття Володимира Висоцького став вечір «Я, конечно, вернусь…». Підготовка
позакласного заходу в рамках тижня зарубіжної літератури розпочалася із знайомства
із віршованими та музичними творами російського поета, творця авторської
пісні Володимира Висоцького. Особливо вразили патріотичні та
ліричні пісні - «Песня о Земле», «Он не
вернулся из боя», «На братских могилах», «Песня о друге». Спогади мами Ніни
Максимівни і дружини Марини Владі, кінорежисера
Олексія Германа, акторів Людмили Гурченко і Михайла Ульянова,
щоденникові записи Володимира Висоцького, поетичні твори відомих російських поетів про Володимира Висоцького – Андрія
Дємєнтьєва, Євгена Євтушенка, Булата Окуджави і Андрія Вознєсєнського – все це викликало
надзвичайний інтерес, відкривало перед
старшокласниками все нові і нові
грані особистості Володимира Висоцького.
Творчі групи відшукали фотографії Володимира
Висоцького та фонозаписи пісень у його виконанні, інтерпретації музичних
творів поета – барда у виконанні сучасних виконавців, підготували декламації
улюблених поезій митця, хореографічну
композицію під супровід музичного твору поета, мультимедійну презентацію
вечора пам’яті. Так народжувався сценарій літературного свята.
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА
Звучит музыкальный фрагмент из
фильма
«Мой нежный, ласковый зверь» (композитор
Евгений Дога)
Чтец. Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному
косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак
ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва
Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок
действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в
фарисействе.
Жизнь прожить - не поле
перейти.
Б.Пастернак «Гул затих. Я вышел
на подмостки…»
Звучит фонозапись песни В. Высоцкого «Я не люблю»
СЦЕНА 1
Чтец. Еще одной
звезды не стало.
И свет погас.
Возьму упавшую гитару,
Спою для вас.
Слова грустны. Мотив не весел,
В одну струну.
Но жизнь, расставшуюся с песней,
Я помяну.
И снова слышен хриплый голос.
Он в нас поет.
Немало судеб укололось
О голос тот.
И над душой - что в синем небе -
Не властна смерть.
Ах, черный лебедь, хриплый лебедь,
Мне так не спеть.
Восходят ленты к нам и снимки,
Грустит мотив.
На черном озере пластинки
Вновь лебедь жив...
Андрей Дементьев «Еще одной
звезды не стало…»
СЦЕНА 2
Ведущий. Владимир Семёнович Высоцкий - русский актёр, поэт, композитор, певец,
гитарист…25 января 1938 г . и 25 июля 1980 года – две фатальные даты, а между ними 42 года –
такая короткая, но столь много вместившая в себя жизнь…
Ведущий. Детство Владимира Высоцкого прошло в Большом Каретном переулке, в
центре Москвы. Товарищи его детства – одноклассники и одногодки Володя Акимов,
Игорь Кохановский, Яша Безродный и Лёва Кочарян – остались друзьями Высоцкого
на всю жизнь и всегда в трудную минуту приходили ему на помощь. Друзья
вспоминают, что Владимир в это время был лёгкий, весёлый, очень общительный,
умел организовать любой праздник. Как он сам себя называл, «врун, болтун и
хохотун». Просто уже тогда проявилась в нём тяга к актёрской игре.
СЦЕНА 3
Чтец. Я щас
взорвусь, как триста тонн тротила:
Во мне
заряд нетворческого зла:
Меня
сегодня Муза посетила –
Немного
посидела и ушла.
У ней
имелись веские причины –
Я не имею
права на нытьё, –
Представьте,
Муза… ночью… у мужчины! –
Бог весть
что люди скажут про неё
И всё же
мне досадно, одиноко:
Ведь это
Муза – люди подтвердят! –
Засиживалась
сутками у Блока,
У Пушкина
жила не выходя…
Ушли года,
как люди в чёрном списке, –
Всё в
прошлом, я зеваю от тоски.
Она ушла
безмолвно, по-английски,
Но от неё остались
две строки.
Вот две
строки – я гений, прочь сомненья,
Даёшь
восторги, лавры и цветы:
Я помню это
чудное мгновенье,
Когда
передо мной явилась ты!
В.
Высоцкий «Посещение Музы»
Хореографический коллектив исполняет бальный
танец
СЦЕНА 4
Ведущий. Имя Владимира Высоцкого окружено всевозможными легендами и
небылицами. А хочется знать то, что было на самом деле. Кто лучше других знал
его? Друзья? Родные? Кто же, если не мама… По специальности она была переводчиком с немецкого языка..
Ведущая. «Когда Володя родился,-
вспоминает Нина Максимовна, - мы жили против Рижского вокзала, на первой
мещанской, теперь это проспект Мира. Он рос очень занятым ребенком, рано начал
говорить. Первой его фразой, которую он произнес, стоя вечером на крыльце дачи,
была: «Вот она, луна». К двум годам он знал очень много стихов и читал их
довольно выразительно. При этом забирался на какое-то возвышение, чаще всего на
табурет. В июле 1941 года (Володе тогда исполнилось 3 года) немцы начали
бомбить Москву. Мы с сыном спускались в убежище. Там всегда битком набито
народу, было душно и жарко. А он хоть бы раз захныкал. Напротив, со всеми
перезнакомится, начнет разговаривать.
Ведущая. Вскоре мы уехали с сыном в Бузулук Оренбургской области: вместе
пережили трудности эвакуации. Меня часто спрашивают, откуда у сына такое знание
военной жизни, ведь война кончилась, когда ему не было и семи лет. Война в его
детской памяти осела тяжестью длинных-предлинных поездов в товарных вагонах,
изможденными лицами раненых и изголодавшихся людей, недоеданием, бомбежками,
смертью родных.
Ведущий. Когда Володя окончил 10-й класс, он довольно решительно заявил:
хочу в театральный. Но мы все: и я, и его отец, и дедушка отговаривали от
театральной карьеры. И убедили. К тому же Володин школьный друг Игорь
Кохановский решил поступать в инженерно-строительный. На пару они подали
документы в МИСИ. И стали студентами. У приятелей своих раздобыла чертежную
доску: а как же – сын скоро будет инженером. Но чертил на ней все больше Игорь,
усидчивый, старательный. А сына что-то все отвлекало, то он кофе пил, то просто
ходил по комнате туда-сюда, думал о чем-то своем.
Ведущая. Однажды вечером они сидели и занимались у нас дома. И вдруг я
услышала, как сын кричит: «Все! Хватит! В этом институте я больше не учусь!» Я
зашла к ним в комнату и вижу, как Володя выплескивает на свой чертеж тушь из
банки. «Инженерной деятельности с меня довольно, я не могу больше!» - говорит
он смеясь. – «Инженером я не хочу и не буду. Это не мое понимание. Так зачем же
мне занимать место, предназначенное для другого? »
Ведущая. А поздно ночью сказал мне: «Ты, мама, не волнуйся. Я знаю, что
придет время, и я буду на сцене, а ты будешь сидеть в зале, и тебе захочется
рядом сидящему незнакомому человеку шепнуть: это мой сын.. Я стану актером,
хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет».И я как-то сразу ему поверила
и уже не переживала так сильно.
Ведущий. Эти полгода до поступления в театральную студию он усиленно
готовился. Это было очень напряженное для него время, время одержимого
ученичества. Читал он запоем, впрочем, книги сын любил всегда, всю жизнь
собирал их с большим старанием. А петь он начал на первом курсе театрального.
Ведущая. Кое-кто пытается приписать себе заслугу в том, что обучил Володю
игре на гитаре. А на самом деле было так. Перед своим 17-летием он сказал мне:
«Ты все равно подарок мне будешь искать, купи мне гитару». Купила гитару и еще
самоучитель, а сын говорит: «Ну, это лишнее, я играть уже умею». Видно, у
дворовых ребят кое-что перенял. Первые его далеко не изящные песни не нравились
мне. Теперь их называют то блатными, то дворовыми.
Ведущая. Откровенно говоря, я не принимала всерьез тогдашнего
сочинительства, да и он сам, по-моему, тоже. Потом понял, что к слову надо
относиться иначе, и тогда пошла глубокая работа. Впервые я осознала, что мой
сын сочиняет настоящие пени, после фильма «Вертикаль».
Ведущая. Позже я его слушала уже взахлеб. Да иначе нельзя было его слушать:
кому бы он ни пел, тысяче слушателей или одному человеку, он всегда
выкладывался полностью, словно пел в последний раз».
Из воспоминаний
Нины Максимовны Высоцкой
СЦЕНА 5
Ведущий. Сам
Высоцкий говорил: «Я писал ранние мои
песни, которые можно как угодно назвать: либо дворовыми, либо блатными, но
каждая из них – это доверительный разговор. И я не считаю, что мои первые песни
были блатными, хотя я там много писал о тюрьмах и заключённых. Мы, дети военных
лет, выросли в основном во дворах. И конечно, эта тема мимо нас не могла
пройти: ведь самое понятное для всех страдание, это когда человек лишён свободы
или разлучён со своими близкими и друзьями».
Ведущий. Владимир Высоцкий. Из
дневника: «Мне пишут в письмах, был ли я тем, от имени кого пишу. Это всё
происходит оттого, что почти все мои песни написаны от первого лица. Я всегда
говорю «я», и это вводит людей в заблуждение. Они думают, что если я пою от
имени шофёра, то я им был; если это лагерная песня, то я обязательно сидел и
т.д. Просто многие люди привыкли отождествлять актёра на сцене или на экране, с
тем, кого он изображает».
СЦЕНА 6
Чтец. За меня
невеста отрыдает честно,
За меня ребята отдадут долги,
За меня
другие отпоют все песни,
И быть
может, выпьют за меня враги.
Не дают мне
больше интересных книжек,
И моя
гитара – без струны.
И нельзя
мне выше, и нельзя мне ниже,
И нельзя
мне солнца, и нельзя луны.
Мне нельзя на волю – не имею права, –
Можно лишь
– от двери до стены.
Мне нельзя
налево, мне нельзя направо –
Можно
только неба кусок, можно только сны.
Сны – про
то, как выйду, как замок мой снимут,
Как мою
гитару отдадут,
Кто меня
там встретит, как меня обнимут
И какие
песни мне споют.
В.
Высоцкий «За меня невеста отрыдает честно»
СЦЕНА 7
Ведущий. В 50-60 гг. в России
расцвела авторская песня под гитару. Авторской песне обязаны мы появлением двух
выдающихся мастеров этого жанра, ставших властителями душ всех мыслящих и остро
чувствующих людей разных поколений, - Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого. В
лирической песне они заговорили так, как никто до них не говорил, - о судьбах
народных и человеческих, о войне, о страданиях людей, о смысле жизни, о добре,
которое преследует, и о зле, которое торжествует. Их песни не были похожи, как
и они сами. Но было в их разных песнях и нечто общее: пронзительность личного
чувства, богатство личного опыта.
Высоцкий как-то признался, что начал писать песни после того, как
услышал Окуджаву.
Ведущий. Из воспоминаний Булата
Окуджавы: «Мы дружили. Правда, мы люди
разных темпераментов, привычек – он актер, человек очень общительный,
окруженный большим количеством друзей, которых после его смерти стало еще
больше. Поэтому мы встречались нечасто, но очень охотно, любовно: он мне
показывал новые песни, мы общались. Помню, как впервые услышал голос Володи на
магнитофонной ленте, в гостях.
Ведущий. Такой крутой голос пел с хрипотцой под
гитару, кажется песню «На Тихорецкую состав отправится». Я спросил: «Кто это?»
- «Это Высоцкий, артист» - помню, эта песня и особенно ее исполнение так
подействовали на меня, что я вскоре сочинил песню, не связанную, конечно,
впрямую с Высоцким, но все же написанную под его влиянием. Высоцкий – настоящий
поэт, за это его любили и любят. Однако, он вряд ли доступен всем; немало
скучных людей, до которых его сарказм и горечь дойти не могут. Им не
восторгаются приверженцы эстрадной пошлятины: он раздражает унылых и шокирует
ханжей. Он - исключительно богатое явление нашей культуры. Он был сатириком с
трагическим пафосом».
Из
воспоминаний Булата Окуджавы
Хореографический коллектив исполняет композицию
«Утренняя гимнастика» (слова и музыка В. Высоцкого)
СЦЕНА 8
Ведущий. Итак, в начале 60-х годов
Владимир Высоцкий написал свои первые стихи-песни, и через несколько лет
произошло невиданное за всю историю русского советского искусства уникальное
явление – человек стал знаменит на всю страну без помощи средств массовой информации.
Не было ни афишных объявлений, ни поддержки радио, телевидения и прессы; песни
Высоцкого распространялись, стихийно переписывались с одной магнитофонной
плёнки на другую. Качество многих записей было ужасным, но, тем не менее, люди
слушали их. Появилось даже множество подделок под Высоцкого.
Ведущий. И конечно же, Владимир
Высоцкий своими неординарными песнями привлёк внимание Комитета государственной
безопасности. Хотя среди чиновников было много его поклонников, и стоило
Высоцкому хоть чуть-чуть покривить душой, сочинив хвалебные песни, и его бы
вознесли на самый высокий пьедестал, где почёт и богатство были бы обеспечены.
Но Высоцкий не смог продать свой талант ради материального и душевного
благополучия. Он не сумел пойти на сделку с собственной совестью. И не каждый
поэт смог бы написать о властях то, что написал Высоцкий:
А урод-то сидит на уроде.
И уродом
другим погоняет,
И это всё
при народе,
Который
приветствует вроде,
И вроде бы
всё одобряет.
Ведущий. И вот тогда Высоцкого начали
преследовать. Ему не давали выступать, сниматься в фильмах, срывали концерты,
платили гроши за тяжёлый труд артиста, а ведь он всегда выступал вживую. И
каждый концерт отнимал у певца много сил и нервов. Высоцкого не раз вызывали на
Лубянку и грозили, что, если он «не заткнётся», то ему придётся плохо, очень
плохо. Но он держался удивительно достойно.
СЦЕНА 9
Чтец. Не
привыкать глотать мне горькую слюну:
Организации,
инстанции и лица.
Мне
объявили явную войну
За то, что
я нарушил тишину,
За то, что
я хриплю на всю страну,
Чтоб
доказать – я в колесе не спица!
За что ещё?
Что песню
написал, и не одну,
Про то, как
мы когда-то били фрица,
Про
рядового, что на дзот валится,
А сам ни
сном, ни духом про войну…
Кричат, что
я у них украл луну,
И
что-нибудь ещё украсть не премину…
И небылицу
догоняет небылица…
В.Высоцкий «Не привыкать…»
СЦЕНА 10
Ведущий. Владимир Высоцкий направляет
в Министерство культуры СССР письмо самому министру Демичеву, в котором пишет: «Уважаемый Пётр Николаевич! Вы, вероятно,
знаете, что в стране проще отыскать
магнитофон, на котором звучат мои песни, чем тот, на котором их нет.
Девять лет я прошу об одном: дать мне возможность живого общения со зрителем,
отобрать песни для концерта, согласовать программу. Почему я поставлен в
положение, при котором моё граждански
ответственное творчество считается самодеятельностью? Я отвечаю за своё
творчество перед страной, которая поёт и слушает мои песни».
В. Высоцкий «Письмо в Министерство культуры СССР»
Звучит фонозапись песни В. Высоцкого «О Земле»
СЦЕНА 11
Ведущий. Как бы ни менялась жизнь
Владимира: учился ли он в студии МХАТ, метался ли из одного театра в другой,
стал ли актёром кино, театра на Таганке, певцом, непризнанным поэтом, был ли
холост, влюблён, женат или нет – он никогда не забывал о своих друзьях. И во
что он написал в своём дневнике: «У меня
очень много друзей. Меня Бог наградил. И я без них сдохну, это точно. Больше
всего боюсь кого-то из них разочаровать. Это и держит меня на плаву…».
Звучит «Песня о друге» в исполнении учащихся
(музыка и слова В.Высоцкого)
СЦЕНА 12
Ведущий. Кинорежиссер Алексей Герман
рассказывает о случайной встрече с Высоцким в поезде: "Работать хочется, -
говорил тогда Высоцкий, - вкалывать, а тут тебя вдалбливают в какую-то
оппозицию, чуть ли не врагом выставляют". И Герман справедливо ставит вопрос:
чем и кому был вреден Высоцкий? Слишком дерзко шутил? ВЕДУЩИЙ: Позволял себе смеяться там, где смеяться
нельзя? Почему нельзя? Он же не зубоскалил попусту, а воевал с серостью,
пошлостью. Со всеми теми проклятыми недостатками, которые он яростно ненавидел,
которые больше терпеть нельзя. И с этой точки зрения Высоцкий - полезный,
государственный человек. Его надо было беречь, привечать, а не бить!"
Ведущий. Один из философов сказал: «Народ,
который не помнит своего прошлого, обречён вновь его пережить». На своих выступлениях Высоцкий не раз отвечал на вопрос, что
заставляет его, не участвовавшего в Великой Отечественной войне, писать о ней.
В числе причин он называл именно эту.
Ведущий. Владимир Высоцкий. Из
дневника: «Почему я так часто обращаюсь к
этой теме? Во-первых, нельзя забывать. Война всегда будет нас волновать – это
такая великая беда…
Во-вторых, у меня военная семья… Есть и погибшие, и большие
потери, и те, кого догнали старые раны, кто погиб от них. Отец у меня был
военный связист, прошёл всю войну.
В третьих, мы дети военных лет. И у всех у нас совесть болит из-за
того, что мы не приняли в этом участия. И самое главное, люди на войне всегда на
грани, за секунду или полшага от смерти – на войне не соврёшь».
Ведущий. Песни Высоцкого о войне отличаются
от других его произведений. Здесь нет ни юмора, ни присущей большинству его
стихов и текстов иронии – всё очень торжественно и серьёзно: память о павших в
Великой Отечественной войне священна.
Звучит фонозапись песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»
СЦЕНА 13
Ведущий. Черты личности Высоцкого, ее
оригинальности и неповторимости проявляются и в его исполнительской манере.
Здесь он неподражаем.
Из воспоминаний Андрея
Вознесенского: "Когда он запевал
"Чуть помедленнее, кони...", становилось страшно за него. Он бледнел
исступленной бледностью, лоб покрывался испариной, вены вздувались на лбу,
горло напрягалось, жилы выступали на нем. Казалось, горло вот-вот перервется.
Он рвался изо всех сил, изо всех сухожилий".
Ведущий. Однако в жизни, в обществе,
в компании друзей, когда его не просили петь, он был совсем иной. Говорил тихо,
был замкнут и молчалив, редко участвовал в общем разговоре, скромно вел себя на
пресс-конференциях в театре.
Ведущий. Становлению не только
актера, но и поэта Высоцкого во многом способствовал новаторский, поэтический
Театр на Таганке. Но не только театр "строил" Высоцкого - в свою
очередь, сам Высоцкий "строил" его своим многогранным и удивительным искусством.
Ни одна роль Высоцкого не может идти в сравнение с его Гамлетом. В этой роли
сплетаются и осуществляются многие из его сценических поисков. Шекспир написал
"Гамлета" трагедией. Трагедией таланта? Невысказанности? Гете сказал
про Гамлета, что это дуб, который посажен в цветочный горшок. Конечно, у
каждого человека свой Гамлет, свой характер, своя судьба.
Ведущий. Из интервью с Владимиром
Высоцким: "Гамлет - любимая роль.
Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываюсь каждый раз на пределе. Иногда,
кажется, нет, это в последний раз, больше не выдержу... Я не играю принца
Датского. Я стараюсь показать совершенного человека. Да, может быть, себя. Но
какой же это был трудный путь к себе!"
СЦЕНА 14
Чтец. Я
прозревал, глупея с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нем
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Все постигал: недвижность и движенье, -
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду - им опроверженье.
С друзьями детства перетерлась нить.
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами - "быть, не
быть",
Как над неразрешимою дилеммой.
Но вечно, вечно плещет море бед.
В него мы стрелы мечем - в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.
В. Высоцкий «Мой Гамлет»
СЦЕНА 15
Ведущий. На вопрос, не тяготит ли его
популярность, Высоцкий шутливо отвечал, что он ее просто не замечает. Так как
он работает с раннего утра до полуночи, у него просто не остается времени ее
замечать.
Ведущая. «Все Володины песни – это продолжение его
жизни. Он часто приходил ко мне ночью и говорил: «Мама, я песню написал». И я
была его первая слушательница. Если было нехолодно, он раскрывал окно, словно
ему было тесно в квартире, и тогда обязательно под окном собирались запоздалые
прохожие. Потом он все чаще стал петь только рожденные песни Марине Влади,
своей жене, хотя она нередко находилась за тысячи километров от него. Счета за
телефонные концерты были чуть ли не из трехзначных цифр, но это его не смущало.
Поначалу ему с его нетерпением было трудно дождаться, когда его соединят с
любимой женщиной, и песня «07» появилась как раз в один из вечеров, когда он
ждал разговора с Парижем. Потом телефонистки уже хорошо его знали, соединяли
сразу и порой сами были слушательницами этих необычных концертов».
Из воспоминаний Нины Максимовны Высоцкой
Звучит фонозапись песни В. Высоцкого «07»
СЦЕНА 16
Ведущий. Имя талантливого актера,
автора и исполнителя песен В. Высоцкого широко популярно. Песенное творчество
его далеко не равноценно. Он и сам понимал это не менее, чем иной взыскательный
слушатель: актуальность требовала своей дани. А иначе Высоцкий поступать не
мог. Надолго ли переживут самого создателя песни, в которых клокотала его душа
– вопрос времени. В. Высоцкий является автором оригинальных стихотворений, в
которых видны пытливый ум и зоркое зрение.
Ведущая. «Мы познакомились в 1962
году в шумной разношерстной компании, - вспоминает Людмила Гурченко. – Володя
Высоцкий приехал с гитарой в сопровождении нескольких друзей. Хоть уже и знала,
что внешне Высоцкий совсем не такой, каким его представляла, у меня все равно
была надежда, что я увижу, подсмотрю в нем что-то особенное. нет. У меня было
разочарование, но ненадолго. Он запел. Пел, что хотел сам. пел по заказу, пел беспрерывно, казалось, что для него
главное то, что его слушали. Впечатление было как от разрыва снаряда. нет, если
бы он не пел, он бы просто сошел с ума от внутренней взрывной эмоциональной
энергии. Такое было второе впечатление. Высоцкий никогда не исполнял свои песни
вполголоса. Всегда, везде на концерте ли, дома ли, перед друзьями, в палатке на
леднике, переполненном ли зале, или одному единственному слушателю он пел и
играл, выкладываясь полностью, до конца, до пота.
Ведущая. Женитьба на красавице Марине
Влади, поездка в Париж и обратно, слухи. Видели, что теперь он носит кепку в
клеточку и что машина заграничная. Говорили, что изменился. Как только после
долгого перерыва я встречала Володю, первое, что брало в плен – аж мурашки по
коже, - это голос. Его голос и внешность для меня долго существовали отдельно.
До того дня, как я увидела его вместе с Мариной. Они были на фирме «Мелодия».
Богиня экрана обаятельно, с напором доказывала, что нужно выпустить «Гран-диск»
Володи.
Ведущая. «Мариночка, Марина», -
останавливал ее Володя своим чудным голосом. Да, действительно, Володя был
другим. Красивым, высоким и неземная Марина не казалась рядом с ним большой,
затмевающей. И пел по-другому. В его голосе появились такие нежные, щемящие обертоны…
«Володя, спой еще!» И обнимала его, и голову на плечо ему укладывала. И хотя у
нас такие отношения «на людях» не очень приняты, но от этой пары исходило такое
сияние, что, ну не знаю – если на свете и есть настоящая любовь, то ей-богу,
это она!».
Из воспоминаний Людмилы Гурченко
СЦЕНА 17
Чтец. Нет рядом
никого, как ни дыши.
Давай с тобой организуем
встречу.
Марина, ты письмо мне
напиши,
По телефону я тебе отвечу.
пусть будет так, как года
два назад,
Пусть встретимся надолго,
иль навечно,
Пусть наши встречи – только
наугад,
Ты все поймешь, и ты
простишь, конечно.
В. Высоцкий «Марине»
СЦЕНА 18
Ведущая. Владимир Высоцкий всегда жил
быстро. Быстро работал, быстро ел, быстро передвигался, на сумасшедшей скорости
водил машину, не выносил поезда – летал самолетом. В последнее время его
жизненный темп достиг предела. Четыре – пять часов – сон, остальное – работа.
Рабочий день его мог сложиться, скажем, таким образом: утром – репетиция в
театре, днем – съемки или озвучивание, или запись на «Мелодии», потом –
концерт. Вечером – «Гамлет». Спектакль такого немыслимого напряжения: свитер в
антракте – хоть выжимай. После спектакля
у него, на Малой Грузинской, всегда полно народу. Тут можно встретить кого
угодно: писателя, музыканта, таксиста, врача, художника, актера. К нему
тянулись люди, и он не мог без них - он должен был знать обо всем, что
происходило в жизни. Вот так и жил
ежедневно из года в год… Такой нагрузки не мог выдержать ни один нормальный
человек. Где-то в это время в его сознании возникло ощущение близости конца.
Вылилось в хватающее за сердце: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!»
Ведущий. Тема смерти занимает
значительное место в песенном творчестве В.Высоцкого. Песню "Кони
привередливые" Михаил Ульянов назвал пророческой.
Звучит фонозапись песни В. Высоцкого "Кони
привередливые"
СЦЕНА 19
Ведущий. Володя говорил: «Все чаще стал задумываться – как мало
осталось!». Оказалось, он прав. Осталось мало. А сделать надо еще много.
Хотелось попробовать себя в прозе, сочинить сценарий, пьесу, заняться
режиссурой. Виды творчества многообразны, а он был разносторонне одаренным
человеком. В кино он играл меньше, чем мог бы. И меньше, чем хотел. Он брал
кино на таран – как пел песни. И как жил. Его любили все лучшие кинорежиссеры,
хотя снимался он у лучших редко. То ли ролей не выпало, то ли мешал стереотип
мышления: долго считалось, что, мол, певец и поэт не является таким уж сильным
актером…Высоцкий пошел на таран холодной стены недоверия к себе. Он сыграл
Гамлета и Галилея, Лопахина и Свидригайлова – сложнейшие роли мирового
репертуара. Он сыграл их так, что об этом стало слышно по всему свету. Кино было
одним из предметов его страсти.
Ведущий. Высоцкий много снимался в
фильмах. Его фильмы «Вертикаль», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек».
В фильме «Место встречи изменить нельзя» Высоцкий был зачинателем идеи. Так
волновался: утвердят, не утвердят на роль Жеглова, и вдруг 10 мая 1978 года, в
первый день съемок, Володя говорит: «Помни,
мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!»
Ведущий. Мы часто задаём себе вопрос: что такое современный человек,
современная песня? Современный – это Высоцкий. Он слишком тонко понимал причины
усталости и апатии человека, не способного больше к борьбе, к сопротивлению. Он
не сочинял песен про звездную нереальную жизнь. Он видел многое несовершенное
на земле. Казалось, все не так просто – взять и написать про то, что вокруг.
СЦЕНА 20
Звучит
музыкальный фрагмент из кинофильма «Мой нежный
ласковый зверь» (композитор Евгений Дога)
Ведущий. Он ушел от нас 25 июля 1980
года. А за год до этого, 25 июля, перестало биться сердце и остановилось
дыхание. Медики называют это клинической смертью. Было это в жару в Средней
Азии. Рядом, к счастью, оказался врач. Он стал делать массаж сердца. Укол в
сердечную мышцу, и сердце задвигалось.
Ведущий. Как Володя поступил после
этого случая? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на
концертах и выжимать свитер в антрактах?
Ведущий. Нет! Ничего подобного! На
следующий день он улетел в Москву, и еще через день поехал в аэропорт встречать
самолет, на котором летел спасший его врач. Врач был потрясен, когда открылась
дверь в самолет и в нее вошел Высоцкий.
Ведущий. Он умер рано. В квартире на
Малой Грузинской все, как было при нем. Старинные настенные часы из карельской
березы замерли в гостиной на десяти минутах пятого. Здесь, на рассвете, 25 июля
1980 года остановилось сердце В Высоцкого.
Ведущий. Он не имел звания
«народный», но был настоящим певцом. Приходят люди к его могиле, море цветов у
памятника, кажется, будто он умер вчера. Он жил в таком темпе, так проживал
отпущенное время, оставил такой заметный след в театре, так ярко вспыхивал на
экране и, главное, оставил столько стихов, которые навсегда останутся в строю.
Нет, такую жизнь нельзя считать короткой. (Музыка постепенно затихает)
СЦЕНА 21
Чтец. Спасибо, друг, что посетил
Последний мой приют.
Постой один среди могил,
Почувствуй бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил,
Как распирало грудь!
Теперь ни голоса, ни сил,
Чтоб губы разомкнуть,
И воскресают, словно сон,
Былые времена.
И в хриплый мой магнитофон
Влюбляется страна.
Я пел, и грезил, и творил,
Я многое успел –
Какую женщину любил!
Каких друзей имел!
Прощай, Таганка и кино!
Прощай, зеленый мир!
В могиле страшно и темно,
Вода течет из дыр.
Спасибо, друг, что посетил
Приют печальный мой.
Мы здесь все – узники могил,
А ты один – живой.
За все, чем дышишь и живешь,
Зубами, брат, держись.
Когда, тогда поймешь,
Какая штука – жизнь.
Прощай! Себя я пережил
В кассете «Маяка»,
И песни, что для вас сложил,
Переживут века!
Написал
23.07.1980 г.
Умер
25.07.1980 г
В.
Высоцкий «Последний приют»
СЦЕНА 22
Звучит музыкальный фрагмент из кинофильма «Метель»
(композитор Георгий
Свиридов)
Ведущая подходит на сцене к столику, на котором – портрет
Высоцкого, выставка книг поэта, и
зажигает свечу
Ведущая (на фоне
мелодии): Из книги Марины Влади "Владимир, или Прерванный полет": "В комнате с закрытыми окнами лежит
твое тело. Ты одет в черный свитер и черные брюки. Волосы зачесаны назад, лоб
открыт, лицо застыло в напряженном, почти сердитом выражении. Длинные белые
руки вяло сложены на груди. Лишь в них видится покой… Я одна с
тобой, я говорю с тобой, я прикасаюсь к твоему лицу, рукам, я долго плачу.
"Больше никогда," - эти два слова душат меня. Гнев сжимает мое
сердце. Как могли исчезнуть столько таланта, щедрости, силы? Почему это тело
неподвижно? Как и ты, я не верю в жизнь на том свете. Как и ты, я знаю - все
заканчивается с последней судорогой, что мы больше никогда не увидимся. Я
ненавижу эту уверенность. Я провожу ночь, сидя у тебя в изголовье. Будущее для
меня кончилось…"
СЦЕНА 23
Чтец. (на фоне мелодии)
Все будет так же после нас,
А нас не будет.
Когда нам жизнь сполна
воздаст,
У мира не убудет.
По небу скатится звезда
Слезой горячей.
И не останется следа,
Обычный случай.
Я вроде смерти не боюсь,
Хотя нелепо
Порвать загадочный союз
Земли и неба.
Пусть даже ниточкой одной,
Едва заметной,
Став одинокой тишиной
Над рощей летней,
Негромкой песней у огня,
Слезою поздней...
Но так же было до меня.
И будет после.
И все ж расстаться нелегко
Со всем, что было.
И с тем,
Что радостно влекло
И что постыло.
Но кто-то выйдет в первый
раз
Вновь на дорогу,
И листья сбросит старый вяз
У наших окон.
Все будет так же после нас.
И слава Богу… (Музыка
постепенно затихает)
Андрей Дементьев «Всё так же будет после нас…»
СЦЕНА 24
Ведущий. Владимир Высоцкий навсегда
вошёл в историю русской национальной культуры как поэт, певец и актёр и как
гражданин, настоящий сын России. Им было написано более 800 песен.
Ведущий. Владимир Высоцкий снялся во
многих фильмах.
·
«Место встречи изменить
нельзя»,
·
«Хозяин тайги»,
·
«Вертикаль»,
·
«Короткие встречи»,
·
«На завтрашней улице»,
·
«713-й просит посадку»,
·
«Штрафной удар»,
·
«Увольнение на берег»,
·
«Служили два товарища»,
·
«Интервенция»,
·
«Четвёртый»,
·
«Плохой хороший человек»,
·
«Бегство мистера Мак-Кинли»,
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил».
Высоцкий
сыграл в спектаклях театра на Таганке прославившие его роли:
·
Бертольд Брехт «Добрый
человек из Сезуана»,
·
М.Лермонтов «Герой нашего
времени»,
·
А.Вознесенский «Антимиры»,
·
Джон Рид «10 дней, которые
потрясли мир»,
·
Композиция по стихам
фронтовых поэтов «Павшие и живые»,
·
Б.Брехт «Жизнь Галилея»,
·
В.Маяковский «Послушайте!».
·
С.Есенин «Пугачёв»,
·
В.Шекспир «Гамлет»,
·
А.Чехов «Вишнёвый сад»,
·
Ф.Достоевский «Преступление
и наказание».
Ведущий. «Владимир Высоцкий был голосом народа, - говорил поэт Андрей
Вознесенский. - И те же самые люди,
которые не позволяли ему петь песни на радио и на концертах, те же самые люди
дома под магнитофон, оставаясь наедине со своей совестью, слушали Высоцкого!»
Ведущий. Владимир Высоцкий – это Дон
Кихот нашего времени. Без всякого страха он шёл один на борьбу со злом.
Благородство, бесстрашие, мужество, искренность, честность – те нелёгкие
качества характера Высоцкого, которые сделали его Героем нашего времени.
СЦЕНА 25
Чтец. Кто
говорит, что умер Дон Кихот?
Вы этому, пожалуйста, не верьте:
Он не подвластен времени и смерти,
Он в новый собирается поход.
Он носит раны, словно ордена!
А ветряные мельницы скрипят,
У Санчо
Пансы равнодушный взгляд –
Ему-то
совершенно не с руки
Большие,
как медали, синяки.
И знает он,
что испокон веков
На
благородстве ловят чудаков,
Что прежде,
чем кого- нибудь спасёшь,
Разбойничий
получишь в спину нож.
К тому ж
спокойней дома, чем в седле,
Но рыцари
остались на Земле!
Кто
говорит, что умер Дон Кихот?
Он в новый
собирается поход!
Кто
говорит, что умер Дон Кихот?...
Ю. Друнина «Кто говорит, что умер Дон Кихот?»
СЦЕНА 26
Чтец. Не называйте его бардом.
Он был поэтом по природе.
Меньшого потеряли брата -
Всенародного Володю.
Остались улицы Высоцкого,
Осталось племя в Леви-страус,
От Черного и до Охотского
Страна неспетая осталась.
Вокруг тебя за свежим дерном
Растет толпа вечно живая.
Ты так хотел, чтоб не актером -
Чтобы поэтом называли.
Правее входа на Ваганьково
Могила вырыта вакантная.
Покрыла Гамлета таганского
Землей есенинской лопата.
Дождь тушит свечи восковые...
Все, что осталось от Высоцкого,
Магнитофонной расфасовкою
Уносят, как бинты живые.
Ты жил, играл и пел с усмешкой,
Любовь российская и рана.
Ты в черной рамке не уместишься.
Тесны тебе людские рамки.
С какою страшной перегрузкой
Ты пел Хлопушу и Шекспира -
Ты говорил о нашем, русском,
Так, что щемило и щепило!
Писцы останутся писцами
В бумагах тленных и мелованных.
Певцы останутся певцами
В народном вздохе миллионном...
А. Вознесенский «Памяти Владимира Высоцкого»
Звучит фонозапись песни Б. Окуджавы «О Володе Высоцком»
О
Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот
еще одному не вернуться домой из похода
Говорят,
что грешил, что не к сроку свечу затушил ...
Как
умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго
разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться
и нам по следам по его, по горячим.
Пусть
кружит над Москвою охрипший его баритон.
Ну
а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О
Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но
дрожала рука, и мотив со стихом не сходился...
Белый
аист московский на белое небо взлетел,
Черный
аист московский на черную землю спустился…
СЦЕНА 27
Ведущий. Яркая звезда талантливого актера и барда
Владимира Высоцкого становится все ярче спустя годы. Его песни все так же
любимы представителями разных поколений: Высоцкого слушают и молодежь, и те,
кто много лет назад тайком подпевал хрипловатому голосу, звучащему из динамиков
магнитофона.
Ведущий. Владимир Высоцкий… Это имя
и при жизни было легендой. А после смерти этим именем называют горные вершины,
театры, корабли. В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали открытую
ими планету именем Владимира Высоцкого. Она значится под номером 2374 в
Международном каталоге планет. Жизнь его, короткая, но стремительная, пересекла
небосклон человеческих судеб сияющим метеоритом. Он много раз умирал, но
вновь воскресал. Не умея жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ.
«Поющий нерв эпохи»,- так назвал Высоцкого поэт Евгений Евтушенко.
Ведущий. О Высоцком много
пишут, мы узнаём о нём ранее неизвестные
факты. Например, его отец родился и вырос в Украине, а дед - в Беларуси, а
также то, что Владимир Высоцкий больше всего снимался именно в фильмах Одесской
киностудии, где и вышел в свет сериал "Место встречи изменить
нельзя". Кроме того, на одном из павильонов Одесской киностудии есть
мемориальная доска, посвящена Владимиру Высоцкому, а одна из улиц Одессы,
названная его именем, также Киев украшает памятник Глебу Жеглову и Володе
Шарапову - героям известного кино-сериала. Память о Высоцком живет благодаря его
киноролям, правдивым стихам и песням, проникающим в душу...
Звучит фонозапись песни В. Высоцкого «Я,
конечно, вернусь…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий