АУКЦИОН ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аукцион знаний по русскому языку
(для учащихся 5- 6 классов)
Цель: актуализировать знания, приобретённые при изучении тем: «Состав слова», «Лексикология»;  занимательно, динамично и интересно организовать процесс повторения и систематизации знаний;  дать детям возможность оценивать свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;  учить работать в группах.
Подготовительная работа: дети повторяют учебный материал по темах: «Состав слова»,  «Лексикология», учат высказывания выдающихся деятелей науки и искусства о русском языке. Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений и монолога: «Наш язык и скромен и богат» Э. Куклиной, «Не в своей тарелке», «Существительное», «Сила любви», написать стихотворение на языковую тему.
Оформление кабинета:
- Высказывания  писателей  о русском языке.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»   
И.С.Тургенев
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет»
К.Г.Паустовский
Ход мероприятия 
1.Работа с эпиграфом «Ученья корень горек, да плод сладок (на доске)
 - объясните смысл пословицы (каждая команда по очереди объясняет пословицу).
2.Слово учителя.
      Представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти людей, в ней много полочек, где в определённой системе хранятся различные средства. Или пользуются люди, когда говорят или пишут.
 Например, на одной полке лежат части речи: (карточки на доске)
  Существительное
  Прилагательное
  Глагол
  На другой – части слова: (карточки на доске)
  Окончание
  Суффикс
  Префикс
  Корень
  Основа
На третьей: омонимы, синонимы, антонимы, пословицы, поговорки (карточки на доске)
В любой момент можно взять части слов, части речи  и составить слова или предложения. Эта огромная кладовая и есть наш язык.
      Сегодня мы проведём с вами аукцион знаний по теме: «Состав слова». Кто из вас знает: что такое аукцион?
— Это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу. Купить их может тот, кто заплатит больше других.
Напомню, что слова состоят из минимальных значимых частей слова (морфем). Они выражают определённое значение. Например, приставка в словах премилый, прекрасный обозначает высшую степень качества. Суффиксы -оньк-, -еньк- -уменьшительно – ласкательные: миленький, маленький; а суффиксы –ище- , -ища- - пренебрежительно - увеличительные: ручища, сапожище и т.д. Морфемы служат для построения слов. Их можно назвать строительным материалом огромного здания – Языка.
Итак, на продажу сегодня  выставлены морфемы:
  Окончание
  Суффикс
  Префикс
  Корень, а также основа слова.
«Купить» их команды  смогут   в обмен на знания по русскому языку.  Помогать ребятам  будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
В аукционе  принимают  участие 2 команды  учащихся  5- 6 классов  (по 6 человек). Во время аукциона за правильный ответ каждый участник получает сигнальную карточку, которая остаётся у участника  до конца аукциона. Ассистентами  аукциона будут  старшеклассники вместе с  библиотекарем  школы. Они будут вести подсчет баллов.
Прежде чем начать торги, команды «Знатоки» и «Грамотеи»  должны внести «залог» -  доказать свою способность участвовать в аукционе. На доске -  цитаты известных деятелей о русском языке. А какие высказывания известных деятелей науки или искусства о русском языке вам известны? (Команды по очереди называют высказывания, за каждое высказывание получают по 2 балла – жетона).
— Итак, команды доказали свою состоятельность для участия в аукционе.
Слово ассистентам. За домашнее задание команды получают по … баллов.
3.Открытие «Аукциона знаний»
— Звучит удар гонга.
Учитель. Первая «вещь» выставляется на продажу.
Ассистент вносит табличку «Корень». Учитель задаёт вопросы командам по теме. Команды по очереди отвечают.  За правильное высказывание команды получают по 2 балла (жетона).
Учитель. Что  называется корнем? (Значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов)
Учитель. Может ли корень быть основой? (Может, если слово неизменяемое, т.е. без окончания,  или имеет нулевое окончание).
Учитель. Какие слова в русском языке называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень).
Учитель. Какое слово лишнее?
Гром, громадный, громкость, громкий.
Учитель. Какое слово лишнее?
Мышь, мышка, мышонок, смышленый.
Учитель. Сколько корней в русском языке? (около 4500)
За правильные ответы команды получают по 2 балла (жетона).
Учитель. Каждой команде надо уплатить «комиссионный сбор», т.е. выполнить грамматическое задание.
К каждому из данных слов подберите однокоренное имя существительное (укр. іменник)
Ездить (поездка)
Смелый      (смельчак)
Помогать (помощь)
Врачебный (врач)
Жить (жизнь)
Кричать (крик)
Честный (честь)
Подарить (подарок).
За правильно выполненное задание команда получает 8 баллов (по количеству слов).
Игра для зрителей (болельщиков обеих команд)
Подобрать однокоренные слова с корнем вод (однокоренное со словом вода)
Подобрать однокоренные слова с корнем вод (однокоренное со словом водить)
Ассистенты подводят итоги игры. Болельщики, подобравшие  больше однокоренных слов, побеждают.  Болельщики – победители игры добавляют команде, за которую они болеют, 2 балла. Болельщики – участники  игры добавляют команде, за которую они болеют, 1 балл.  Если обе команды подберут одинаковое количество слов, их командам добавляется по 1 баллу.
Учитель. «Торги» за корень слова закончены. Прошу ассистентов подвести итоги, подсчитать и объявить баллы.
Выразительное чтение стихотворения «Наш язык и скромен и богат»
 Э. Куклиной.
Слово ассистентам. Корень слова «продан» команде, которая «заплатила» за эту «вещь»   …    баллов.  «Корень» (табличка) вручается этой команде.
 — Звучит удар гонга.
Учитель. Вторая «вещь» выставляется на продажу.
Ассистент вносит табличку «Префикс». Учитель задаёт вопросы командам по теме. Команды по очереди отвечают.  За правильное высказывание команды получают по 2 балла (жетона).
Учитель. Что такое префикс? (Значимая часть слова, которая служит для образования новых слов и находится перед корнем)
Учитель. Какие бывают префиксы? (по, под, пере, об, за, при, про, в, над, от, на).
Учитель. Как найти в слове префикс? (Нужно подобрать однокоренное слово без префикса или с другим префиксом).
Например: поговорка – говор, договор, проговорить.
Учитель. Что надо знать о префиксах, чтобы правильно их написать? (Префикс – это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня. Например: пришел, зашел, поговорил, посмотрел).
Учитель. Как отличить префикс  от предлога? (Предлог – это слово, пишется раздельно. Префикс – значимая часть слова, пишется слитно.)
Учитель. Сколько префиксов в русском языке? (около 100)
Учитель. Снова командам  надо уплатить «комиссионный сбор», т.е. выполнить ещё одно задание.
Исправить ошибки, допущенные при переносе слов на стыке префикса и корня)
Бе- сконечная (бес- конечная)
Расс- казать(рас – сказать)
Объя- снить (объ- яснить)
Б- есшумный (бес- шумный)
Пр- екрасны (пре- красны)
Пос – мотреть (по – смотреть)
По- дснежник (под – снежник)
Об- ъединение (объ- единение)
За правильно выполненное задание команда получает 8 баллов (по количеству слов).
Игра для зрителей (болельщиков обеих команд)
Перевести с украинского на русский язык слова с префиксами. Болельщики отвечают по очереди.
Перебільшувати - преувеличивать
Переслідувати - преследовать
Переривати - прерывать
Перешкода - преграда
Перевищувати - превышать
Перевершувати - превосходить
Перебувати - пребывать
Перетворити – претворить.
Ассистенты подводят итоги игры. Болельщики, которые правильно перевели   больше слов, побеждают.  Болельщики – победители игры добавляют команде, за которую они болеют, 2 балла. Болельщики – участники  игры добавляют команде, за которую они болеют, 1 балл. Если обе команды перевели одинаковое количество слов, их командам добавляется по 1 баллу.
Учитель. «Торги» за префикс  слова закончены. Прошу ассистентов подвести итоги, подсчитать и объявить баллы.
Выразительное чтение стихотворения «Не в своей тарелке»
Слово ассистентам. Префикс  «продан» команде, которая «заплатила» за эту «вещь»   …    баллов.  «Префикс» (табличка) вручается этой команде.
— Звучит удар гонга.
Учитель. Третья «вещь» выставляется на продажу.
Ассистент вносит табличку «Суффикс». Учитель задаёт вопросы командам по теме. Команды по очереди отвечают.  За правильное высказывание команды получают по 2 балла (жетона).
Учитель. Что такое суффикс? (Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).
Учитель. Какие суффиксы встречаются в русском языке? –тель (строитель), -ак (рыбак), -ок (стрелок), -чик (летчик), щик (каменщик), -очк (девочка), -ок (снежок), -к (кружка), -ость (радость), -ыш (малыш), -ек (орешек), -ик (столик), -еньк (маленький).
Учитель. Подберите однокоренные слова с разными суффиксами. Например: Лес- лесник, лесок. Строитель – стройка, строящийся, строительство. Учитель. Подберите однокоренные слова к слову  Киев (киевлянин – киевлянка, киевляне).
Учитель. Подберите однокоренные слова к слову  Сумы (сумчанин-сумчанка-сумчане).
Учитель. Сколько суффиксов  в русском языке? (около 500)
Учитель. Снова командам  надо платить «комиссионный сбор», т.е. предстоит выполнить задание.
Образовать слова при помощи суффиксов по образцу.
- тель: учитель,
- ость: радость,
- еньк: маленький,
- очк: мамочка,
- ечк: времечко,
- ёнок: козлёнок,
- оват: зеленоватый.
(За правильно образованное слово  команда получает по 1  баллу (всего 7 баллов)
 Учитель. Не секрет, что у каждого ученика в школе есть свой любимый предмет, на котором ему наиболее интересно. Предмет «русский язык» - не исключение. Многие ученики с удовольствием посещают эти уроки, добросовестно  к ним готовятся. А некоторых отдельные языковые темы вдохновляют на создание собственных стихотворений. Ичитовкина Ангелина, ученица 7 класса,  написала стихотворение и сейчас всех с ним познакомит.
Стихотворение о глаголе
Глагол проснулся, в комнате убрался,
Зарядку сделал, сел, поел, посуду не забыл помыть,
Оделся, на работу он помчался-
Обычно существительным служить.
С работы шёл, летел, скакал, бежал и ехал.
Вернулся поздно, ужинал, зевал,
Читал газету, охал, ахал, эхал,
Прилёг (будильник заводить не стал).
Уснул, во сне ворочался, брыкался,
Храпел, вздыхал, хотел кого – то бить,
Раскрылся, съёжился и даже улыбался.
А утром снова по – глагольски жить.
                                               03.11. 2015 г.
Учитель. «Торги» за суффикс  слова закончены. Прошу ассистентов подвести итоги, подсчитать и объявить баллы.
Выразительное чтение  монолога «Сила любви»
Гордую и упрямую Частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может. И они пошли вместе.
Слово ассистентам. Суффикс   «продан» команде, которая «заплатила» за эту «вещь»   …    баллов.  «Суффикс» (табличка) вручается этой команде.
— Звучит удар гонга.
Учитель. Наш аукцион продолжается. На продажу выставляется значимая часть слова – окончание.
Ассистент вносит табличку «Окончание». Учитель задаёт вопросы командам по теме. Команды по очереди отвечают.  За правильное высказывание команды получают по 2 балла (жетона).
Учитель. Что такое окончание? (Значимая часть слова, которая стоит в конце слова  и служит для образования новых форм  слов).
Учитель. Назовите слова с окончанием –а (трава, сова).
Учитель. Назовите слова с нулевыми окончаниями (читал, чайник, писатель).
Учитель. Назовите слова, которые не имеют окончаний вообще (какао, жюри, шоссе, пенсне, кашне).
Учитель. Составьте предложения со словами. Записать на доске, выделить окончания в словах.
  • брат, сестра, читать, старший, сказка.
  • белка, шишка, держать, большая.
Учитель. Командам  предстоит  заплатить «комиссионный сбор» т.е.  предлагается выполнить задание.
Выделить в данных словах основу и окончание. Подчеркнуть слова без окончания.
Грустный, властная, известного, опасному, о чудесном, прекрасным, пальто, серебро, честно, кафе, поле, вдалеке, метро, стекло, весело.
За правильно выполненное задание   команда получает 15 баллов.
Игра для зрителей.
   Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.
1)  что не вырубишь топором?  (Что написано пером).
2)  чем долг красен? (Платежом).
3) где черти водятся?  (В тихом омуте).
4) что любят деньги?  (Счет).
5) что надо сделать, когда назвался груздем?  (Залезть в кузов).
6) в какие сани не следует садиться? (Не в свои).
Ассистенты подводят итоги игры.
Учитель. «Торги» за окончание   закончены. Прошу ассистентов подвести итоги, подсчитать и объявить баллы.
Выразительное чтение  стихотворения  «Существительное…»
Слово ассистентам. Окончание   «продано» команде, которая «заплатила» за эту «вещь»   …    баллов.  «Окончание» (табличка) вручается этой команде.
Учитель. Наш аукцион подходит к концу. Последняя «вещь» выставляется на продажу.
Ассистент вносит табличку «Основа». Учитель задаёт вопросы командам по теме. Команды по очереди отвечают.  За правильное высказывание команды получают по 2 балла (жетона).
Учитель. Как называется часть слова без окончания? (Основа)
Учитель. Из каких частей может состоять основа? (префикса, корня, суффикса)
Учитель. Какая часть слова самая главная? (Корень)
Учитель. Подберите слова по схеме: основа, приставка, корень  (побег, разбег, поход, заход).
Учитель. Подберите  слова по схеме: основа, корень, суффикс (огонек, кружок, дружок, ключик).
Учитель. Командам  предстоит  заплатить «комиссионный сбор» т.е.  предлагается выполнить задание.
В данных словах выделить основы. Бросок, кофе,  соломинка, прекрасный какаду, выход, гранитный, дровяной, заговор,  пони.
За правильно выполненное задание   команда получает 10 баллов.
Игра для зрителей.
 «Омонимы»
Бывает Великий, бывает воинский (пост)
Бывает почтовая, бывает немецкая (марка)
Бывает торговая, бывает деревянная (лавка)
Бывает русая, бывает острая (коса)
Бывает картонный, бывает драматический (кружок)
Бывает барабанная, бывает десятичная (дробь)
На какой пятачок ничего не купишь? (свиной)
Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным).
Ассистенты подводят итоги игры.
Слово ассистентам.  Основа    «продана» команде, которая «заплатила» за эту «вещь»   …    баллов.  «Основа» (табличка) вручается этой команде.
Учитель. Прошу ассистентов и  участников аукциона подсчитать индивидуальный вклад каждого участника аукциона (количество  жетонов)
4. Подведение  итогов  аукциона.
Учитель. Все «вещи» проданы. Аукцион завершён. Я благодарю всех участников аукциона, болельщиков, гостей, ассистентов – за чёткую и быструю работу. А сейчас самое приятное – награждение команды – победительницы.
Команда …… выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее количество «вещей», т.е. показала отличные знания по русскому языку по теме «
Состав слова».
Кроме того, команда-победительница фотографируется на память, а особенно отличившиеся участники  фотографируются каждый в отдельности.
Вручение дипломов участникам команд:
·        «Диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку».
·        «За активное участие в аукционе знаний по русскому языку».





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Статистика